Мобильный сервис - Mobile Service представляет календарь 2020!

Mobile Service представляет календарь 2020!

Компания Мобильный сервис предлагает взглянуть на наш город новым взглядом - в разрезе мировых тенденций архитектуры прошлого века
5 месяцев назад
left right

МИНСКИЙ МОДЕРНИЗМ

Минск – это один из тех редких городов мира, который несет в своем архитектурном облике отпечаток эпохи великого изменения человеческого мироощущения. Это наследие не бросается в глаза, потому что оно точечно вкраплено в прекрасный ансамбль неоклассицизма и ампира конца 40-х - начала 50-х годов XX века. Как же оно представлено и в чем его значимость?

В конце XIX века, с изобретением фотографии, искусство окончательно стало уходить от реализма и необходимости копирования окружающего мира (этот принцип называется "мимесис" – от греческого глагола mimeomai "подражать") в сторону передачи человеку впечатления и пробуждения эмоций. Копия всегда хуже оригинала, а фантазия безгранична. Начиная с импрессионизма и через различные формы экспрессионизма, искусство пришло к модернизму и авангарду. Теперь зритель мог уйти от чисто потребительского созерцания и стать сотворцом произведения, фантазируя, сопереживая и индивидуально интерпретируя его формы, цвет и содержание. То есть делать то, что отличает человека от животных, гоблинов и троллей.

А что же архитектура? После эволюционного развития, вслед за готикой, ренессансом, барокко и классицизмом в архитектуре шли поиски нового стиля. Попытки механически объединить все лучшее из старых стилей приводили к довольно забавным и нелепым эклектичным решениям, а творческое переосмысление наследия прошлого подарило нам яркий, но короткий период модерна, который, тем не менее, быстро перестал отвечать духу времени.

И только в 30-х годах XX века случился грандиозный прорыв и стал формироваться абсолютно новый революционный стиль модернизма, который нашел свое отражение в современном облике крупных городов мира. Сейчас мы видим его проявления в виде небоскребов Нью-Йорка или в таких знаковых зданиях как Сиднейский оперный театр. И да, крупнопанельное домостроение наших жилых кварталов – тоже его наследие.


Новый стиль отринул декоративное украшение экстерьеров зданий, уйдя от растительной лепнины, архитектурных ордеров, завитков и медальонов с имперской символикой. Главным в нем стала функциональность – соответствие и максимальное адаптация здания под его предназначение, будь это кафе, театр или библиотека (например, учитывались такие моменты как минимизация хронометража перемещений человека внутри здания).

Вторым, а может быть и самым важным признаком стиля стали приемы воздействия на зрителя. Во главу угла ставились его тектонические формы, пластика, раскрытие образа здания посредством игры объемами, выделения их большими плоскостными решениями из современных материалов, в частности стекла и бетона. Чистота образа, не обремененного декором, вот в чем была сила и красота нового стиля.


Известнейшим основоположником модернизма в архитектуре является французский архитектор Ле Корбузье. Его стиль так и назывался – функционализм. Теоретические изыскания Ле Корбузье в области архитектуры и искусства легли в основу современного градостроения и изменили облик нашего мира. Также большую известность получила немецкая архитектурная школа Баухаус.

В России предтечей модернизма в архитектуре стали Казимир Малевич с его архитектонами и Владимир Татлин. Наиболее известными творцами раннего советского модернизма в архитектуре считаются Моисей Гинзбург и братья Веснины, а сам стиль получил название конструктивизма. В СССР в предвоенные 30-е годы был создан целый ряд зданий и ансамблей в стиле конструктивизма.

В Минске, который на этот момент уже был столицей БССР, также развернулось масштабное строительство в самых разных уголках города. Причем многие здания строились по индивидуальным проектам, отвечающим статусу столичного города.

К наиболее значимым архитектурным памятникам 30-х годов XX века, некоторые из которых являются безусловными шедеврами, можно отнести работы архитекторов Иосифа Лангбарда и Георгия Лаврова, такие как Дом Правительства, Театр оперы и балета, Дом офицеров, старое здание библиотеки им. В.И. Ленина, здание Национальной Академии наук.

Но вы можете узнать этот стиль и в таких зданиях как Институт физкультуры на пл. Я. Коласа, обсерватория Белгидрометеоцентра, фабрика-кухня в районе пл. Независимости, в  университетском корпусе геофака, здании правительственных гаражей на Свердлова, некоторых зданиях 1-й клинической больницы, угадать в перестроенных зданиях главных корпусов БГУ (ныне находится за зданием педагогического университета) и политеха (БНТУ).

Что удивительно, вторая мировая война, принеся в город масштабные разрушения, практически не затронула наиболее интересные памятники конструктивизма в Минске, за исключением оригинального здания клуба пищевиков (проект выдающегося архитектора Бурова А.К.), чей фундамент и полуразрушенные стены были использованы для строительства кинотеатра «Победа». Это счастливое обстоятельство делает Минск действительно уникальным городом. Не многие мегаполисы Европы могут похвастаться таким количеством зданий в стиле раннего модернизма как по причине короткого предвоенного периода развития, так и в силу военных разрушений. Есть и редкие исключения с собственной историей.

Например, в Барселоне, у подножия великолепного Национального дворца на горе Монжуик, стоит небольшое здание павильона Германии, построенное в интернациональном стиле для Всемирной выставки 1929 года работы Людвига Мис ван дер Роэ (школа Баухаус). Это здание было снесено после выставки, а в 80-х годах в точности восстановлено по старым чертежам как исключительно чистый образец зарождающегося стиля. И это место паломничества любителей и знатоков архитектуры!

А в Минске зданий в стиле конструктивизма – несколько десятков. Кроме того, в Минске есть несколько великолепных зданий позднего послевоенного советского модернизма, например, выставочный центр БелЭКСПО и Дворец Спорта на проспекте Победителей, здание архитектурного факультета БНТУ на проспекте Независимости, небольшое здание Дома литераторов в стиле брутализма.

Минские здания в стиле конструктивизма являются яркими свидетельствами революционных изменений в архитектуре, искусстве и обществе начала XX века в контексте всей мировой истории. Их новаторство и инновационность для своего времени не подлежит сомнению.

Как не подлежит сомнению и то, что в XXI веке развитие общества и искусства определяется уже информацией, а функциональность и инновационность зданий – их информационным наполнением и уровнем сервисов, которые они могут предоставить своим посетителям.

И все мы пользуемся этими сервисами, даже не задумываясь об этом.

Беспроводные сети, доступ в интернет, хранение и обработка больших массивов данных, интернет вещей, системы визуализации, решения для коллективной работы, видеоконференцсвязь, системы физической и информационной безопасности, системы управления зданиями и их инженерными подсистемами – это третья составляющая современных библиотек, стадионов, зданий банков и даже заводских цехов в дополнение к экстерьеру и интерьеру. И это то, что умеет и делает компания "Мобильный сервис" с помощью своих партнеров Cisco, Dell, HPE, VMware, NetApp, Navek, Rittal, Schneider Electric, Honeywell и многих других.

 

Любите свой город, изучайте его, делайте его лучше вместе с нами!

Компания "Мобильный сервис"